FestAutoРемонт автомобиляКак правильно заряжать АКБ?

Как правильно заряжать АКБ?

25 март 9810
  1. Особенности зарядки автомобильного аккумулятора
    1. Частота проведения процедуры
    2. Необходимость в подзарядке нового устройства
  2. Способы проверки АКБ и определение степени зарядки
    1. Измерением величины напряжения на выводах без нагрузки
    2. Измерением плотности электролита
    3. С помощью нагрузочной вилки
    4. По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля
    5. По встроенному гидрометрическому индикатору
  3. Подготовительные мероприятия
  4. Что выбрать: зарядное устройство или генератор
    1. Как сделать ЗУ для АКБ своими руками
  5. Основные методы
    1. Зарядка постоянным током
    2. Постоянным напряжением
    3. Ускоренная зарядка
  6. Важные нюансы
    1. Зарядка кальциевого АКБ
    2. Гелиевого
    3. Гибридного
    4. AGM-аккумулятор
    5. Необслуживаемое устройство
  7. Время проведения процедуры
    1. Расчет
  8. Как узнать, что устройство полностью заряжено
  9. Возможна ли зарядка аккумулятора на машине
  10. Влияет ли процедура подзарядки на срок службы автомобильного аккумулятора
  11. Соблюдение правил техники безопасности
    1. Зарядка при отрицательных температурах
    2. Возможность использования зарядки от телефона
    3. Применение блока питания от ноутбука
    4. Зарядка аккумулятора без отсоединения от бортовой сети автомобиля
  12. Полезные советы и общие рекомендации

Аккумуляторная батарея считается важной частью транспортного средства. Она применяется для запуска двигателя, замены генератора в случае выхода его из строя. Каждый водитель должен знать, как заряжать авто-аккумулятор. Правильный выбор параметров процедуры помогает продлить срок эксплуатации батареи, исключить ее повреждение.

Правильная зарядка батареи помогает продлить срок её эксплуатации.

Особенности зарядки автомобильного аккумулятора

Важную роль играет периодичность выполнения процедуры. Также нужно знать правила работы с новыми устройствами.

Частота проведения процедуры

Параметр рассчитывается индивидуально. Батарея представляет собой набор электродов и банок-секций с электролитом. Самым распространенным типом АКБ считается WET. В качестве реактива в ней применяется кислота. Электроды изготавливаются из свинца. Снижению емкости при эксплуатации способствуют:

  • выкипание кислоты;
  • сульфатация электродов;
  • снижение качества реактива.
В этих случаях частота зарядки увеличивается, однако длительность процедуры сокращается. Необходимо регулярно проверять уровень заряда. Нормальным считается значение в 50% от номинального в летнее время, 70% - в зимнее. Заряжать классические аккумуляторы до 100% рекомендуется не реже 1 раза в 6 месяцев.

Необходимость в подзарядке нового устройства

После приобретения аккумулятора проверяют уровень заряда. Он должен составлять 95-100%. Если это не так, требуется зарядка. Процедуру проводят с минимальными напряжением и силой тока. Процесс чаще всего длится 3-4 часа. Иногда требуется заливка электролита в обслуживаемую батарею.

Способы проверки АКБ и определение степени зарядки

Оценка уровня заряда помогает убедиться в необходимости подключения ЗУ. Для этого используют множество способов, среди которых измерение плотности реактива, напряжения на токовыводах и других параметров. Изучение особенностей каждого метода помогает правильно выполнить процедуру.

Измерением величины напряжения на выводах без нагрузки

Для оценки степени заряда этим способом используется таблица:

Напряжение батареи, В 6 6,32 6,22 6,12 6,03 менее 6
12 12,6 12,3 12,1 11,95 менее 11,7
24 25,2 24,7 24,2 23,9 менее 23,4
Температура замерзания, ºС -58 -40 -28 -15 -10

Уровень заряда, %

100 75 50 25 0

Для замера напряжения на токовыводах АКБ отсоединяют от бортовой сети, процедуру начинают через 6 часов.

Измерением плотности электролита

Способ используется для оценки уровня заряда обслуживаемого аккумулятора. Плотность реактива замеряют ареометром.

Ареометром замеряют плотность электролита.

Полученное значение ищут в таблице:

Плотность электролита, г/см³ 1,27 1,23 1,19 1,16 менее 1,12
Температура замерзания, °С -58 -40 -28 -15 -10
Степень заряда, % 100 75 50 25 0

Плотность кислотного состава не зависит от напряжения на токовыводах аккумулятора. Параметр измеряют не менее чем через час после отсоединения батареи от бортовой сети или отключения зарядного устройства.

С помощью нагрузочной вилки

Метод не подразумевает отключения АКБ. Напряжение замеряют под нагрузкой. Вилка состоит из вольтметра с добавленным к нему сопротивлением 0,01-0,02 Ом. Конструкцию подсоединяют к выводам аккумулятора, ждут несколько секунд. По прошествии этого времени полученный показатель сравнивают с табличным значением:

Напряжение на токовыводах 10,5 9,9 9,3 8,7 менее 8,2
Уровень заряда 100 75 50 25 0

По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля

Батарею нагружают включением фар дальнего и ближнего света. Сила тока, циркулирующего в бортовой сети, в этом случае будет равна примерно 10 А. Замеренное напряжение при нормальном уровне заряда должно превышать 11,2 В. Параметры измеряют и на этапе пуска двигателя. Напряжение должно быть больше 9,5 В. При получении меньших значений аккумулятор нужно заряжать.

По встроенному гидрометрическому индикатору

Таким устройством снабжаются не все батареи. Индикатор имеет вид прозрачного глазка. Если он подсвечивается зеленым, АКБ заряжена более чем на 60%. Такого уровня достаточно для быстрого запуска мотора и стабильной работы бортовой сети.

Потемнение индикатора свидетельствует о снижении уровня заряда и необходимости подсоединения ЗУ.

Прозрачным глазок становится при уменьшении уровня электролита.

Подготовительные мероприятия

На этом этапе выполняют следующие действия:

  1. Демонтируют аккумулятор, отсоединяя его от бортовой сети или сбрасывая минусовую клемму.
  2. В зимнее время заносят батарею в отапливаемое помещение. Устройство оставляют на несколько часов, позволяя ему полностью прогреться.
  3. Очищают токовыводы от смазки и оксидного налета. Корпус аккумулятора обрабатывают 10%-ным раствором нашатыря или соды.
  4. Снимают пробки с банок обслуживаемого аккумулятора, оставляют их рядом с корпусом.
  5. Сливают часть электролита, оценивают его цвет и структуру. Снимают заглушку с вентиляционного отверстия необслуживаемой батареи. Это помогает парам свободно выходить наружу, предотвращает разрыв корпуса.
  6. При снижении уровня электролита доливают дистиллированную воду. Выравнивают количество жидкости во всех секциях. Такая процедура не проводится в отношении необслуживаемых источников питания, в которых нужный уровень жидкости сохраняется на протяжении всего срока использования.

Что выбрать: зарядное устройство или генератор

ЗУ используется только для частичного восстановления батареи. Если генератор исправен, он самостоятельно зарядит АКБ до 100%. Современные зарядные устройства снабжаются функциями предотвращения закипания кислотного состава, прекращения работы после достижения напряжения в 14,4 В. Генератор заряжает до 13,8-14,7 В.

АКБ самостоятельно определяет, какие параметры нужны для нормальной работы бортовой сети. Поэтому пользоваться сторонними ЗУ рекомендуется как можно реже.

Как сделать ЗУ для АКБ своими руками

Для самостоятельного изготовления устройства используют понижающий напряжение с 220 до 15 В трансформатор, конденсатор, диодную конструкцию, предохранители, мультиметр. Силу тока регулируют резисторами, несколькими транзисторами. Готовые схемы помогают правильно соединять компоненты.

Основные методы

Для восстановления мощности аккумуляторной батареи используют разные способы, имеющие свои особенности.

Зарядка постоянным током

Самым простым способом реализации такого варианта считается последовательное соединение переменного реостата с аккумулятором. Силу тока регулируют вручную. Можно воспользоваться и специальным устройством, вводимым в цепь между АКБ и ЗУ. При 10-часовой зарядке устанавливают силу тока в 10% емкости батареи, при 20-часовой процедуре - 5%.

Постоянным напряжением

Реализовать этот способ проще, чем предыдущий. Достаточно иметь стационарное устройство, подающее напряжение 15 В. Батарею подсоединяют при отключенном от сети ЗУ с учетом полярности. После этого зарядное устройство запускают, устанавливают нужные параметры. Глубоко разряженную АКБ начинают восстанавливать, подавая напряжение 12-13 В и силу тока, не превышающую 5% номинальной мощности батареи.

Ускоренная зарядка

Для моментального восстановления АКБ подают ток силой 10-15 А. За 10-15 минут источник питания набирает достаточный для пуска мотора заряд. Применять такой способ часто нельзя, он снижает срок эксплуатации батареи.

Важные нюансы

Особенности процесса зарядки зависят от типа АКБ.

Зарядка кальциевого АКБ

Генератор легкового автомобиля выдает 15 В, с помощью которых не получится полностью восстановить батарею типа Ca-Ca. В холодную погоду АКБ может подвести водителя в самый неподходящий момент. Поэтому зарядку осуществляют каждый месяц, используют программируемое ЗУ. Процедуру выполняют так:

  1. Задают напряжение в 16,1 В, силу тока, составляющую 10% емкости источника питания. Зарядку ведут до тех пор, пока показатель не упадет до 0,5 А.
  2. Устанавливают пределы на ЗУ: 16,1 В при 3 А и 13,2 В при 0 А.
  3. Раскачивают аккумулятор. После достижения тока в 3 А напряжение плавно увеличивают до 16,1 В. После достижения значения в 0 А параметр снижают до 13,1 В. Действие повторяют 3-5 раз.

Гелиевого

При работе с такой батареей учитывают следующие рекомендации:

  1. Используют программируемое ЗУ.
  2. Ток устанавливают с учетом емкости. Последнюю нужно разделить на 10. При необходимости быстрой зарядки ток можно увеличить до 30%.
  3. Не превышают рекомендованные показатели напряжения (15 В).

Гибридного

Аккумуляторы этого типа заряжают стандартными методами. Устанавливают ток, равный 10-30% емкости. Рекомендуется удерживать параметры на уровне 2 А и 13,8-14,2 В. ЗУ отсоединяют после уменьшения тока до 0,3 А. Ток слишком высокой силы подавать нельзя - электролит быстро закипает, пластины перегреваются и осыпаются.

Летом нужно постоянно проверять уровень реактива. Аккумулятор выдает большое напряжение, электролит испаряется быстро.

AGM-аккумулятор

Существует 3 варианта зарядки:

  1. Накопление и хранение. Аккумулятор получает заряд от генератора или программируемого ЗУ, выдающего напряжение 14,2-14,8 В. Ток приравнивают к 10-30% емкости. Энергия начинает накапливаться после глубокой зарядки.
  2. Хранение (рекомендованный изготовителями режим). В этом случае показана подача напряжения 13,8 В, тока до 30%.
  3. Стандартная зарядка.

Необслуживаемое устройство

В этом случае нельзя увеличивать длительность процедуры. Если вместо положенных 5 часов вести зарядку в течение 10, электролит начинает кипеть, начинает быстро испаряться. Аккумулятор не взрывается, однако непокрытые кислотным раствором части пластин рассыпаются, емкость элемента питания уменьшается.

Производитель не рекомендует превышать время зарядки более чем на полчаса.

Время проведения процедуры

Продолжительность процесса зависит от используемого метода зарядки. Время рассчитывают с помощью компьютерных программ или вручную по формулам.

Расчет

Длительность зарядки постоянным током вычисляют так: Т= Q/ I, где Q - емкость, I - сила тока. При отсутствии необходимости полной зарядки полученную величину делят на 2.

Как узнать, что устройство полностью заряжено

Чтобы понять, требуется ли прекращение процесса, нужно:

  • замерить напряжение на клеммах (должно получиться значение более 12,6 В);
  • посмотреть на индикатор (о завершении зарядки свидетельствует свечение зеленой лампочки);
  • замерить напряжение под минимальной нагрузкой (оно должно превышать 14 В).
Чтобы понять, что устройство полностью заряжено, нужно замерить напряжение на клеммах.

Возможна ли зарядка аккумулятора на машине

Такой метод применять можно, однако при этом соблюдают такие правила:

  1. ЗУ подключают к сети после подсоединения к клеммам АКБ. По завершении процесса сначала прекращают подачу тока, потом сбрасывают щупы.
  2. Клеммы начинают подключать с положительной, отсоединять - с отрицательной.

Влияет ли процедура подзарядки на срок службы автомобильного аккумулятора

В среднем АКБ служит около 3 лет. При нормальной работе всех компонентов бортовой электрической сети батарея длительное время работает без подзарядки. Сама процедура восстановления заряда не снижает срок службы. Емкость аккумулятора может быстрее уменьшаться из-за:

  • перезаряда или недозаряда;
  • глубокого разряда, требующего восстановления батареи на высоких токах;
  • ускоренной зарядки.

Соблюдение правил техники безопасности

При зарядке АКБ учитывают такие требования:

  • при наличии детей и животных процедуру в квартире проводить запрещено;
  • нельзя резать или варить металлические элементы вблизи аккумулятора;
  • запрещено заряжать устройство в боксах с увеличенной влажностью воздуха;
  • нужно заранее подготовить 10%-ный содовый раствор, нейтрализующий кислоту;
  • при работе рекомендуется надевать защитные перчатки и очки.

Зарядка при отрицательных температурах

Генератор эффективно заряжает аккумулятор в теплую погоду. Применение стационарного ЗУ при работе с замерзшей батареей недопустимо. АКБ нужно нагревать в комнате в течение 6-9 часов. В противном случае источник питания выходит из строя.

Возможность использования зарядки от телефона

Восстановить аккумулятор таким прибором не получится. Причиной является подача телефонным ЗУ низких тока и напряжения. Кроме того, при зарядке таким прибором банки АКБ может замкнуть.

Применение блока питания от ноутбука

Таким способом частично восстановить заряд можно. Однако необходимо соблюдение последовательности соединения компонентов цепи. Кроме того, в процессе проведения процедуры могут возникать проблемы. Поэтому рекомендуется использовать автомобильные зарядные приборы.

Зарядка аккумулятора без отсоединения от бортовой сети автомобиля

В этом случае соблюдают такие правила:

  1. Перед зарядкой все элементы сети выключают. Ключ вынимают из системы зажигания.
  2. Процедуру проводят на улице или в проветриваемом боксе.

Полезные советы и общие рекомендации

Замерзшую АКБ можно запускать путем «прикуривания». Последующее восстановление ведется от генератора. При быстрой утере заряда ищут утечку в бортовой сети. При сильном потемнении электролита или наличии трещин на корпусе зарядку начинать нельзя. Запрещено применять и иные способы восстановления. Неисправную батарею нужно утилизировать. Неиспользуемое устройство можно постоянно держать на подзарядке. Параметры должны совпадать с током саморазряда.

Рекомендовать друзьям
Комментарии (0)
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!