FestAutoЖурналОсновные правила растаможивания автомобиля, ввезенного на территорию РФ из-за рубежа

Основные правила растаможивания автомобиля, ввезенного на территорию РФ из-за рубежа

08 апрель 1740
  1. Когда стоит ввозить машину из-за рубежа
  2. Понятие растаможки автомобиля
    1. Почему необходимо
    2. Регулирующие нормативные акты
  3. Приблизительная стоимость процедуры
    1. Факторы, влияющие на цену
  4. Расчет стоимости
    1. Утилизационный сбор (УС)
    2. Сбор за таможенное оформление
    3. Таможенная пошлина
    4. Платеж за установку системы "ЭРА-Глонасс"
    5. Акциз
    6. НДС
  5. Важные нюансы
    1. Ввоз электромобиля
    2. Грузовое авто
    3. Без двигателя
    4. Автомобили из Казахстана, Беларуси, Киргизии и Армении
    5. Из США и Европы
    6. Из Японии
  6. Какие ТС не облагаются налогом
  7. Депозитный таможенный залог
  8. Особенности проведения растаможивания
    1. Алгоритм действий
    2. После вступления в ВТО
  9. Управление нерастаможенным авто
  10. Ответственность за нарушения правил ввоза машины из-за границы

Приобретение подержанного автомобиля за пределами России видится выгодной операцией. Но после пересечения границы возникают проблемы, так как растаможить авто новичку достаточно сложно.

Кроме того, размер платежей и жесткие экологические требования (по законодательству РФ, токсичность выхлопа должна соответствовать нормативам не ниже Евро-5) могут сделать сделку убыточной.

Для легализации ввозимого авто необходимо провести растаможку.

Когда стоит ввозить машину из-за рубежа

Основные мотивы приобретения транспортных средств за пределами РФ:

  • возможность покупки моделей, официально не поставляющихся в Россию;
  • большинство автомобилей с пробегом обслуживались у официальных дилеров и находятся в отличном техническом состоянии;
  • возможность выгодной покупки машины после легкого ДТП с последующим восстановлением;
  • улучшенное оснащение по сравнению с аналогичными моделями, собирающимися или продающимися в России.

Понятие растаможки автомобиля

Термин подразумевает легализацию машины, произведенной за пределами России, для последующей эксплуатации или продажи на территории РФ.

Процедура осуществляется при пересечении границы или на протяжении 12 месяцев после временного ввоза. Без оформления соответствующих документов и внесения платежей зарегистрировать автомобиль невозможно.

Почему необходимо

Необходимость таможенного оформления регламентируется действующим законодательством.

Дополнительные сборы пополняют бюджет и препятствуют потоку дешевых подержанных машин, негативно влияющему на сбыт продукции, собранной отечественными предприятиями.

При оформлении документов проводится проверка машины на предмет угона, подделки номеров или сборки из отдельных компонентов.

Регулирующие нормативные акты

Таможенное оформление регламентируется актами:

  • Таможенным кодексом РФ (глава 12);
  • КоАП (ст. 16);
  • техническим регламентом Таможенного союза.

Приблизительная стоимость процедуры

Для грубого расчета затрат используются специальные калькуляторы. Клиенту необходимо указать возраст машины, рабочий объем и мощность двигателя. Полученная сумма позволяет определить размер депозитного взноса, без оплаты которого ввезти подержанный автомобиль в РФ невозможно.

Факторы, влияющие на цену

На стоимость таможенного оформления автомобиля влияют:

  • год выпуска;
  • рабочий объем мотора;
  • назначение автомобиля (ставка утилизационного сбора за коммерческий транспорт в 7 раз выше, чем за легковую машину).

Расчет стоимости

На размер сбора оказывают влияние:

  • налог на утилизацию;
  • сбор за проведение оформления;
  • пошлина за ввоз;
  • установка "ЭРА-Глонасс";
  • акцизный сбор, зависящий от мощности мотора;
  • налог НДС (для юридических лиц).

Утилизационный сбор (УС)

Сбор направлен на формирование фонда на оплату утилизации изношенного транспорта. Рассчитывается исходя из базовой ставки, составляющей 20 тыс. руб. для легкового транспорта, и коэффициента, учитывающего возраст автомобиля.

Сбор за таможенное оформление

Сбор за заполнение и подготовку документации зависит от цены машины. Варьируется от 775 руб. (стоимость автомобиля до 200 тыс. руб.) до 30 тыс. руб. (цена транспортного средства более 10 млн руб.).

Таможенная пошлина

Размер пошлины зависит от:

  • цены и года выпуска;
  • мощности мотора;
  • грузоподъемности (касается коммерческого транспорта).

Платеж за установку системы "ЭРА-Глонасс"

Система является обязательной для ввозимых машин. Стоимость покупки и установки оборудования с выдачей сертификата обойдется в 30 тыс. руб. Цена не зависит от модели и года выпуска автомобиля.

Акциз

Оплата предусмотрена только для юридических лиц, начисляется за каждую лошадиную силу.

Тариф зависит от мощности двигателя:

  • до 90 л. с. - сбор не предусмотрен;
  • от 91 до 150 л. с. - 49 руб.;
  • от 151 до 200 л. с. - 472 руб.;
  • от 201 до 300 л. с. - 773 руб.;
  • от 301 до 400 л. с. - 1317 руб.;
  • от 401 до 500 л. с. - 1363 руб.;
  • более 501 л. с. - 1408 руб.

НДС

Налог составляет 20% и оплачивается только юридическими лицами. При расчете учитываются цена автомобиля, начисленная таможенная пошлина и акцизный сбор. Налог не закладывается при определении депозита.

Важные нюансы

Разновидности техники, при оформлении которых необходимо учитывать особенности законодательства:

  • с электромотором в качестве силового агрегата;
  • для перевозки грузов (вне зависимости от типа надстройки или назначения);
  • машины, доставленные в РФ без мотора.

Ввоз электромобиля

При оформлении машины с электрическим двигателем необходимо оплатить:

  • налог за таможенное оформление, зависящий от цены автомобиля;
  • ввозной сбор в размере 15% от стоимости;
  • стандартный НДС, составляющий 20%;
  • сбор за утилизацию;
  • акцизный налог, рассчитанный в зависимости от мощности мотора (по аналогии с бензиновыми машинами).
На электромобиль акцизный налог рассчитывается также исходя из мощности мотора.

Грузовое авто

При ввозе грузовиков действуют следующие правила:

  • для машин общей массой до 5 т с мотором объемом до 2,5 л сбор составит 10% от цены и 1 евро за каждый 1 см³;
  • для оформления техники весом от 5 т и с двигателями объемом более 2,5 л необходимо внести 15% от цены и по 2 евро за каждый 1 см³;
  • для магистральных грузовиков массой более 20 т ставка снижается до 10%, но сбор за объем составляет 2 евро за каждый 1 см³.

Без двигателя

По действующему законодательству ввезти на территорию России автомобиль без двигателя с последующей таможенной очисткой не получится.

Подобная схема практиковалась в начале 2000-х, но затем были устранены изъяны в нормативных актах. Можно заключить договор с компанией, занятой во внешнеторговых операциях.

Выбранный автомобиль необходимо разобрать и выслать в контейнере, затем юридическое лицо растаможит детали как запасные части. Собранная из компонентов машина является коллекционным экземпляром, официально оформить ПТС не получится.

Автомобили из Казахстана, Беларуси, Киргизии и Армении

Казахстан и Беларусь являются участниками Евразийского экономического союза с единой таможенной территорией. При доставке машины в Россию необходимо внести сбор за утилизацию и смонтировать блок вызова "ЭРА-Глонасс".

На территории Беларуси много автомобилей с хорошим оснащением, ввезенных из стран Восточной Европы. Но при покупке невозможно отследить историю эксплуатации у первичного владельца. Встречаются экземпляры из такси со скорректированными в несколько раз показаниями одометра.

Киргизия и Армения являются источниками машин из стран Ближнего Востока, но при ввозе потребуется доплатить сумму за таможенное оформление.

Понадобится установить "ЭРА-Глонасс" и внести утилизационный сбор. Автомобили из арабских стран отличаются от европейских и американских аналогов элементами кузова и оснащением.

Большинство экземпляров имеют отопители с пониженной производительностью, что затрудняет последующую их эксплуатацию в российских условиях.

Из США и Европы

Покупка подержанного автомобиля на европейских аукционах позволяет выиграть до 10-15% по сравнению с приобретением аналога на территории России.

Но правило касается техники среднего и верхнего ценовых диапазонов. Бюджетные автомобили ввозить из Европы невыгодно, но многие покупатели идут на дополнительные расходы из-за хорошего уровня оснащения.

Кроме того, в ЕС доступна масса моделей, которые не предлагаются в России (например, итальянские Alfa Romeo или Lancia, а также модификации машин марки FIAT).

В США распространены аукционы по продаже битых машин. Доставка, таможенная очистка и восстановление позволяют сэкономить средства и получить технику оригинальной модели (большинство американских модификаций в Россию не ввозится).

В США можно приобрести и автомобили без повреждений, находившиеся в лизинге на протяжении 2-3 лет. При выборе необходимо анализировать аукционную документацию, в которой приведена вся история эксплуатации машины и перечислены дефекты на кузове и в салоне.

Покупка авто из США позволяет сэкономить до 15% стоимости.

Из Японии

На внутренний рынок Японии поставляются машины с правым расположением рулевого колеса. Автомобили производятся как национальными компаниями, так и европейскими и американскими концернами.

Техника с пробегом продается через систему аукционов, на каждую машину предоставляется акт осмотра с указанием технических характеристик и поврежденных либо восстановленных элементов кузова.

Процедура доставки и таможенного оформления длится до 4 месяцев. Подержанные автомобили из Японии отличаются хорошей комплектацией и имеют небольшие пробеги.

Какие ТС не облагаются налогом

Законодательство не предусматривает взимания налогов в случаях:

  • покупки и ввоза техники, выпущенной более 30 лет назад и являющейся предметом коллекционирования;
  • въезда на территорию РФ на собственном транспорте беженцев, вынужденных либо добровольных переселенцев.

Депозитный таможенный залог

Перед выездом за границу за автомобилем необходимо заранее внести залог, соответствующий или превышающий сумму последующего оформления.

Платеж осуществляется через банк, к моменту прибытия в пункт пограничного контроля средства должны поступить на счет таможенной службы. Впоследствии деньги используются для таможенной очистки машины, оставшаяся сумма подлежит возврату плательщику в течение 2 месяцев.

Особенности проведения растаможивания

Таможенная очистка производится после пересечения границы или доставки машины в контейнере в пункт назначения. Процедура регламентирована действующим законодательством России.

Покупателю необходимо заранее подготовить документацию и приобрести комплект "ЭРА-Глонасс".

Следует также оформить страховку и получить сертификат СБКТС, подтверждающий безопасность машины и наличие системы "ЭРА-Глонасс".

Алгоритм действий

Общий алгоритм таможенной очистки машины:

  1. Заполнить декларацию с указанием личных данных владельца и информации об автомобиле.
  2. Передать бланк декларации и пакет документов сотруднику таможни. Помимо технического паспорта машины и договора купли-продажи, понадобятся таможенная расписка и сертификат (выдаются при оформлении депозита). В пакете документов должны присутствовать страховой полис и сертификат СБКТС.
  3. Дождаться одобрения сотрудника таможни, который отправит автомобиль на площадку осмотра. После завершения процедуры покупатель получит подписанную декларацию. Затем следует обратиться в отдел таможенных платежей и оплатить счета.
  4. Получить свидетельство о ввозе автомобиля и паспорт транспортного средства, позволяющие зарегистрировать машину.

После вступления в ВТО

Вступление России в ВТО предусматривало постепенное снижение пошлин на продукцию, ввозимую из-за рубежа. Требование касалось и автомобилей, сбор сократился на 5% уже в 2013 г., но одновременно был введен утилизационный сбор, который перекрыл возможную выгоду.

Подобные механизмы направлены на стимулирование американских, азиатских и европейских концернов открывать заводы по сборке машин на территории РФ.

Управление нерастаможенным авто

Владелец может управлять автомобилем без прохождения процедуры таможенной очистки на протяжении 12 месяцев, воспользовавшись правилом временного ввоза.

Регламент касается только личного транспорта, сдавать машину в аренду или использовать в коммерческих целях запрещено. В случае обнаружения нарушения возможна конфискация транспорта или наложение штрафа.

Ответственность за нарушения правил ввоза машины из-за границы

Владелец автомобиля, пренебрегший правилами таможенного оформления, нарушает параграфы Кодекса об административных правонарушениях. В законодательстве прописана ответственность в виде штрафов либо принудительного изъятия машины.

Сумма сбора варьируется от 1,5 до 2,5 тыс. руб., предусмотрено взыскание с лица, доставившего автомобиль в Россию, таможенных пошлин и иных платежей. Если размер таможенного сбора более 3 млн руб., то возможно наложение взыскания до 0,5 млн руб. либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Рекомендовать друзьям
Комментарии (0)
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!